Если слух в норме, слушать и слышать – естественно и нетрудно.
Тогда почему столько проблем из-за того, что люди не слышат друг друга?
Почему нередко возможность быть услышанным появляется у человека только в кабинете психолога?
Мы так устроены – думаем прежде всего о себе и своих интересах.
Поэтому:
— додумываем за других,
— слышим лишь то, что нас устраивает,
— не слышим то, что противоречит нашим убеждениям,
— перебиваем, торопимся сказать своё,
— искажаем услышанное,
— не воспринимаем чужие идеи.
А ведь активное слушание доступно каждому и здорово помогает и в личной, и в деловой жизни. Там, где люди слышат и понимают друг друга, вместо конфликта будет дискуссия, вместо обид и отчуждения – диалог.
Вот несколько приёмов, чтобы развить навык активного слушания.
🔸Будьте искренне расположены к собеседнику. Вам не придётся специально стараться вникнуть в то, что говорит другой человек, если вы действительно хотите выслушать, поддержать, помочь.
🔸Задавайте открытые вопросы, чтобы узнать больше и дать пространство собеседнику.
🔸Забудьте о критике, оценках, советах. Постарайтесь увидеть ситуацию с точки зрения собеседника.
🔸Покажите свою заинтересованность, вербально и невербально. Смотрите в глаза, кивайте, улыбайтесь, давайте короткие реплики по ходу рассказа — так вы дадите понять, что действительно увлечены разговором.
🔸Улавливайте эмоции собеседника и озвучивайте собственный эмоциональный отклик. Поделитесь тем, что чувствуете: «Похоже, это сильно тебя тревожит», «Мне кажется, это больная тема для тебя».
Выглядит очень просто, но не всегда удаётся на деле с первого раза. Но научиться активно слушать всё-таки стоит. Если каждый из нас постарается правильно услышать другого, непонимания, обид и конфликтов в нашей жизни станет меньше.