игрыИгра помогает детям обрести ресурсы для дальнейшего развития.

Глобализация и научно-технический прогресс очень изменили жизнь детей за последнее время: они научились пользоваться компьютерами, гаджетами, получив доступ к колоссальным информационным ресурсам. Современные дети едва ли не с пеленок посещают занятия «раннего развития»: в 2 года они умеют читать, считать и даже писать. Проводив детей в школу, родители обнаруживают, что школьная программа стала значительно сложнее и ,более объемна по сравнению с той, по которой они учились сами, в связи с чем, зачастую, дети не в состоянии самостоятельно справиться с домашними заданиями. Тем не менее, помимо школы, дети посещают массу дополнительных занятий, их день расписан буквально по минутам, они должны все успеть. Но что они приобретают, а что теряют, благодаря достижениям научно-технического прогресса? Согласно исследованиям ученых, универсальной формой развития в дошкольном и младшем школьном возрасте является игра (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин). Именно игра создает зону ближайшего развития ребенка, служит основой для становления учебной деятельности. Именно в игре развивается личность, не только в познавательной, но и во всех остальных сферах – эмоциональной, социальной, творческой. К сожалению, именно играм детей и с детьми взрослые уделяют все меньше и меньше внимания, считая их второстепенными по сравнению с приобретаемыми новыми знаниями, отдавая приоритет раннему, а не естественному развитию. Это глубокое заблуждение. Именно игры формируют и развивают основные формы восприятия (кинестетическое, зрительное, зрительно-пространственное, слуховое), на которых, в свою очередь, основываются более сложные психические функции – память, речь, мышление.
Современные дети не имеют возможности перенимать игровой опыт друг у друга, играть столько, сколько играли мы, их родители. Тем не менее, этот опыт необходим.
Смысл развивающих игр состоит в том, чтобы продвинуть ребенка вперед, совершенствуя его функциональное и психическое развитие в соответствии с рассмотренными ниже сферами:
– Мотивационная сфера – развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира.
– Познавательная сфера – развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи.
– Волевая сфера – развитие произвольного поведения: способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности.
– Эмоциональная сфера – развитие социальных эмоций: сочувствия и сопереживания.
– Развитие способности к позитивному взаимодействию в коллективе и обучение коммуникативным навыкам.
Кроме того, именно в процессе свободной игры ребенок имеет возможность справиться с негативными переживаниями, которые, зачастую, он не может ни осознать, ни высказать. Игра помогает детям понять себя и других, установить новые отношения с внешним миром, обрести ресурсы для дальнейшего развития. Вовлеченность родителей в игровой процесс помогает сблизиться с ребенком, лучше понять его, что будет способствовать дальнейшему гармоничному развитию и становлению глубоко мыслящей, мотивированной, творческой личности.

Автор: Кайгородова Оксана, детский психолог, нейропсихолог