«Любовь плохо уживается со страхом».   

Макиавелли 

Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей.

Семья может являться как мощным фактором развития эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психической травмы и связанными с ней разнообразными личностными расстройствами: неврозами, психозами, психосоматическими заболеваниями, сексуальными перверсиями и отклонениями в поведении. К семейной атмосфере человек чувствителен на протяжение всей своей жизни, однако наибольшее влияние семья оказывает на формирующуюся личность. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим его людям. В ней происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Родители естественным образом оказывают влияние на своих детей: через механизмы подражания, идентификации и интериоризации образов родительского поведения.

Как правило, первым человеком, который дает ребенку представление об окружающем мире и положении в нем является мать. Связь ребенка и матери обусловлена выраженной потребностью малыша в близости к ухаживающему за ним человеку. Развитие психических и моторных функций Боулби связывает с развитием способов достижения близости к матери. Такая близость обеспечивает безопасность, позволяет заниматься исследовательской деятельностью, обучаться, адаптироваться к новым ситуациям.Наличие страхов у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками, эмоциональное непринятие приводит к возникновению страхов и у ребенка. Мать всегда играет активную роль в возникновении тревоги, особенно в детских неврозах, этиология которых, несомненно, восходит к раннему детству.

Как возникает страх? Из чего он состоит?

Глубинный смысл слова страх:   С   Т   Р   А   Хстрахи детей2
С — создание
Т — тревоги
Р — рождённой
А — жизнь
Х — хранящей

Первоначально страх был дан специально для того, чтобы опасность миновала человека, но постепенно — превратили страх в фетиш и накопили его излишек. И стал он не столько охранять от опасности, сколько её притягивать, чтоб оправдать своё присутствие в наличие человека. А человек, которого так усыпили, что стал бояться собственной он тени, отдал для страха силу воли — и страх его заполонил. Теперь он сам не знает, как лишний страх убрать. 

И теперь в человеке много страхов и значение их стало иным:

С   Т   Р   А   Х   И
С — состояние
Т — тревоги
Р — разума
А — живущего
Х — вне
И – Истины

Страх – вера в то, что с человеком должно произойти что-то нехорошее. Страх за близких,  детей, когда человек боится за них, переживает за них, и тем самым он сам и нагнетает те негативные реакции, которые могут произойти с родными и близкими людьми.
А в понимании современного человека — страх это чувство предвидения возможных нежелательных событий, возникающее исходя из опыта прошлых воплощений, предыдущих поколений, ощущений матери во время беременности, воспитания родителей,  окружающей обстановки и собственного опыта.

Какова роль семейного воспитания на развитие страхов у детей?

Страх – это психическое явление и являясь эмоциональным состоянием, отражает защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия.

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития человека. Первичная эмоция страха на сильный раздражитель наблюдается уже у новорожденного. При этом грудной ребенок социальных страхов не испытывает, мама его учит бояться. Причем учит не словами «бойся!», мама учит бояться ребенка своей эмоциональной реакцией. Ребенок подползает к краю кровати, мама вдалеке замирает от страха, стремительно подлетает с причитающими звуками ай-ай…ой-ой, и с выражением эмоции страха на лице, хватает его, и ребенок эмоционально запоминает состояние страха мамы.

Наличие устойчивых страхов сформированных воспитанием в семье в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя, справляться с ситуациями и решать возникающие задачи. Постепенное перерастание страхов в тревожные опасения порождает неуверенность в себе и отсутствие понимания со стороны взрослых, чувства опасности в социальном окружении, не способности действовать, что либо предпринимать из-за отсутствия веры в собственные возможности и силы.

Вырастающая из страхов неуверенность в себе и в других служит уже в подростковом возрасте основой настороженности и подозрительности, что оборачивается недоверчивостью, предвзятостью и конфликтностью в отношениях с окружающими людьми, обособленностью своего «я» и уходом от реальной действительности. Страхи у подростков могут сопровождаться навязчивыми мыслями, какой-либо неудачи, поражения, стыда, опасениями, что его никто не любит, не понимает, у него нет будущего, формирования депрессивного мироощущения. В большинстве случаев закрепляются и остаются ведущими факторами уже взрослого человека.

Многие страхи в подростковом возрасте являются развитием предшествующих страхов и тревог. По мнению ученых, у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, что отражает их большую склонность к страхам вообще. Обратите на это особое внимание, ведь именно девочка со временем становится мамой, у которой сформировались страхи и есть опыт в накоплении и сохранении их, которыми она щедро делится со своим ребенком, исключительно из любви. Волнуется, переживает – значит «любит». А любовь ли это?

И что происходит с мальчиками к подростковому возрасту, несмотря на исследования ученых, которые показали, что мальчики меньше подвержены страхам. Вместо воспитания и утверждения в мальчике мужских качеств и подготовке его к взрослой жизни полной ответственности, в частности подготовка к службе в Армии, воспитывается неуверенность в себе, программируется неполноценность, несостоятельность, что способствует формированию беспомощной, зависимой личности.

Успешность устранения страхов зависит от знания их причин. Ученые выявили, что главный фактор, препятствующий избавлению детей от страхов, считает неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье. Не выявленные страхи, не предпринятые психо-коррекционные мероприятия по их устранению, приводят к большей вероятности развития в подростковом возрасте опасности формирования тревожно-мнительных черт характера и неврозов. Что влияет на формирование личности и в последствие отражается на успешности ребенка, его адаптации в обществе, благополучии психическом, физическом и финансовом.

Автор: Лободинская Елена Алексеевна, психолог