ДЕТИ

Когда ребёнок появляется на свет, то все в чем он нуждается это материнское тепло, любовь, принятие, питание и уход. Со временем этого становится мало. Ребёнок начинает осознавать себя, границы своего тела, познавать окружающее пространство, пробовать всё «на вкус», экспериментировать, играть. В общем, получать новый опыт, необходимый для взросления. У ребёнка появляются любимые игры, занятия, любимая еда, одежда. Он начинает понимать, как к разным его поступкам относятся взрослые. Переживая кризисы своего развития, дети экспериментируют со своими эмоциями и поступками, которые вызывают у родителей бурю ответных эмоций и чувств. И порой, родители теряются и не понимают своего ребёнка. Задаются такими вопросами: «Я же все для него делаю, у него все есть, но почему он так себя ведет, чего ему не хватает, ЧТО ЖЕ ЕМУ НА САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО?»

Попробуем разобраться в этом. Разница «что нужно на самом деле» и «о том, что нам кажется» – огромная!

Порой нам кажется, что дети хотят вечный отдых, где взрослые ничего не запрещают. Но дети понимают, что жизнь без «надо» и «нельзя» до добра не доведет. И «вечный праздник непослушания» рано или поздно вызывает у них тревогу и дискомфорт.

А ЧТО ЖЕ НУЖНО НА САМОМ ДЕЛЕ ДЕТЯМ?  Ничего особенного, то же самое, что и любому взрослому, только с поправкой, что ребёнок — это «очень маленький человек» и потребность в защите и заботе у него намного выше.

  1. Ребёнку необходимо УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО РОДИТЕЛИ ЕГО ЛЮБЯТ, ПОМНЯТ, ЧТО ОНИ ВСЕГДА НА ЕГО СТОРОНЕ И К НИМ ВСЕГДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ. Причем любят просто так, независимо от поведения, поступков, оценок в школе или еще чего-то. А просьба о помощи, как минимум, всегда будет услышана. Ребёнку необходимо понимать, что он и родитель на одной стороне баррикады, а не на разных.
  1. Ребёнку необходимо чувствовать, что ЕГО РОДИТЕЛИ «ЗНАЮТ, КАК НАДО!», ЧТО ЕСТЬ ПРАВИЛА И ГРАНИЦЫ ДОЗВОЛЕННОГО, так как без этого ему тревожно и некомфортно. Для этого мы учим детей правилам и нормам в семье и социуме. И когда дети их пробуют нарушать и не выполнять, они испытывают на прочность наши правила и границы и тем самым учатся их понимать и чувствовать. Родитель здесь должен быть надежным «контейнером» для эмоций ребенка. А ребёнок  хочет чувствовать во взрослом надежную опору.
  1. Ребёнку необходимо БЫТЬ УСПЕШНЫМ, УМЕТЬ ПРЕОДОЛЕВАТЬ СТРАХИ, НЕУМЕНИЕ И НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ. Даже если ребёнку сейчас страшно что-то сделать или не хочется идти в школу, то внутри себя, другая его часть, хочет это преодолеть и в последствии гордиться собой.
  1. Ребёнку необходимо от взрослых понять: ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, А ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО! В ТОМ ЧИСЛЕ И КРИТИКУ СВОИХ ПОСТУПКОВ И СУЖДЕНИЙ. Если родители дают это понимание, справедливо и критично относятся к действиям и поступкам ребёнка, то у него появляется основание иметь ценности и ориентиры в жизни, которые помогут ему во взрослой жизни.
  1. Ребёнку нужен РАЗНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ЛЮДЬМИ. Сначала это родители, семья, потом взрослые и дети в детском саду и школе, на детских площадках, кружках, секциях. Взаимодействуя с ними,  ребёнок получает разный опыт и видит их реакции на свои поступки. Это поможет ему оценивать последствия своих действий и чувствовать себя уверенно в мире людей.

Таким образом, ребёнок, возможно и хочет «вечный праздник», конфеты, игры, каникулы круглый год, но нуждается-то совсем в другом:

-хорошо себя чувствовать

-быть любимым, принятым

-быть успешным

-быть услышанным, понятым, дружить, получать внимание

-быть нужным и чувствовать свою принадлежность к семье

-знать правила игры и границы дозволенного

-расти, развиваться, реализовываться

И как ни странно, своими капризами и выкрутасами дети добиваются именно этих целей.

 

Автор: психолог Карпова Любовь Анатольевна