Что такое арт-терапия?
На этот вопрос помогут ответить пять фактов о ее истории и применении.
1. Арт-терапия имеет множество применений.
Это направление, которое позволяет работать как с молодыми, так и с пожилыми людьми, людьми с ограниченными физическими возможностями и психологическими расстройствами.
По мнению Кэти Малчиоди (Katy Malchiodi) арт-терапия является «способом самопознания, эмоциональной регуляции и личностного роста».
В своей книге Малчилоди объясняет ее роль арт-терапии следующим образом:
«Я считаю, что моя роль в качестве арт-терапевта, состоит в том, чтобы помочь людям исследовать и выражать себя через искусство достоверно. Благодаря этому процессу, люди могут найти облегчение от подавляющих их эмоций, кризисов или травм. Они могут понять себя, обогатить свою повседневную жизнь через творческое самовыражение, или опыт личной трансформации. Я признаю силу искусства для расширения самосознание, обретения понимания себя, а также расширение возможностей людей для общения … Поиск личностных смыслов в своих изображениях — часть процесса арт-терапии. Для некоторых людей, это одно из самых мощных терапевтических качеств художественного выражения. Это мощный способ познания себя и мощный вид исцеления».
2. Искусство как терапия восходит к 1940 году.
Маргарет Наумбург (Margaret Naumburg), педагог и психотерапевт, была одной из первых, кто определил арт-терапию как особую форму психотерапии в 1940-х годах. Ее часто называют основателем арт-терапии.
Наумбург рассматривает художественное выражение, «как способ проявить бессознательные образы, которые наблюдались преимущественно с психоаналитической точки зрения в начале ХХ века».
Наумберг была одной из первых использовавших психоанализ в США, и она считает, что важно раскрыть бессознательное. В своей практике, она использовала изображение снов клиентами в дополнение к разговору о них.
3. Арт-терапия фокусируется на «внутреннем опыте»
Арт-терапия делает акцент не на изображениях вокруг вас, а ищет образы исходящие изнутри. Другими словами, как пишет Малчиоди: «Арт-терапия просит вас изучить ваш внутренний опыт, ваши чувства, восприятие и воображение. В то время как арт-терапия может содержать в себе также обучение навыкам изобразительной деятельности и художественные приемы, акцент, как правило, в первую очередь ставиться на выражении образов, которые приходят изнутри человека, а не те, что он или она видит в окружающем мире».
4. Арт-терапевты должны быть квалифицированными специалистами
Американская ассоциация арт-терапии, основанная в 1969 году, требует, чтобы арт-терапевты имели степень не ниже магистра в арт-терапии или психологии. Также необходимо соблюдение общих этических норм работы психолога:
- Психолог-диагност несет всю полноту ответственности за возможный моральный ущерб, в том числе за ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном проведении психодиагностического обследования.
- Профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов.
- Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования, и какие решения могут быть приняты.
- Принцип объективности — обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок.
- Принцип конфиденциальности — вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной, и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
- Принцип психопрофилактического изложения результатов — результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте.
- 5. Арт-терапевты используют различные методы.
В дополнение к созданию художественных объектов, терапевт подталкивает своего клиента к разговору о своих изображениях, что помогает в раскрытии и понимании их смысла.
Многие используют технику, активного воображения, которая была предложена Карлом Юнгом. Клиенты используют свой рисунок для свободных ассоциаций объединяющих мысли или чувства, которые спонтанно приходят на ум. Цель терапии — помочь клиенту получить более глубокое понимание себя для личностного роста.
Некоторые терапевты также используют методы гештальт-терапии. Гештальт фокусируется на общей картине здесь и сейчас. Гештальт терапевт может использовать рисунок клиента для начала обсуждения. Интересно, что клиента могут попросить описать свой образ с точки зрения изображения. Малчилоди приводит такой пример: «Я это множество красных кругов, и я чувствую, что они переполнены счастьем, они страстные и игривые».
Другой метод, который используют арт-терапевты это «третьи руки» — термин, придуманный арт-терапевтом Эдит Крамер (Edit Kramer) – прием позволяет стимулировать клиента к творческой активности. Так, например, терапевт начинает рисовать портрет клиента, а через некоторое время, клиент начал рисовать рядом с ним.
Арт-терапевты также могут обращаться и ко многим другим жанрам искусства, в том числе музыке, танцу или прозе.
Автор: Ананьева К.И., психолог, преподаватель психологии, к.пс.н.,психолог-диагност, арт-терапевт, ведущая программ для специалистов