нейропсихологическое сопровождение детского развития

Нейропсихологическое сопровождение процессов детского развития.  «Метод замещающего онтогенеза».

В последнее время специалисты наблюдают колоссальное нарастание количества патологий среди детей: снижение иммунитета, сосудистые, костно-мышечные проблемы,  нарушения в работе почек, желудочно-кишечного тракта, головного мозга. Огромное количество детей имеют задержки психоречевого развития, произвольной саморегуляции, гиперактивность, склонность к неврозам. Все это приводит к трудностям в школьном обучении и недостаточной адаптации в социальной среде.

С точки зрения нейропсихологического подхода данные проблемы связаны с проявлением возникшей внутритриутробной или младенческой дисфункции, органической (клеточной) или функциональной, подкорковых (наиболее раносозревающих) структур мозга. Эти процессы сопровождаются социокультурной депривированностью детей (вытеснением игровой деятельности и многообразных проявлений коммуникативных процессов), формированию дезадаптации детей. Дефицитарное развитие базисных мозговых структур, обеспечивающих  механизмы удовлетворения витальных, коммуникативных потребностей и потребностей саморазвития, приводит к нарушениям и искажениям этих процессов развития, что требует внедрения специального психолого-педагогического подхода для устранения и профилактики этих негативных явлений.  Для нормального развития ребенка важны адекватность и своевременность внешних требований, задач, предлагаемых ребенку социумом. Перенасыщенность окружающей среды или опережение в развитии может так же негативно сказаться на формировании высших психических функций (внимание, память, слуховое, зрительное, зрительно-пространственное восприятие, саморегуляция), как и недоразвитие или информационная недостаточность внешних воздействий. И в том, и в другом случаях психологический потенциал, которым наделен ребенок от природы, остается нереализованным.

Ответы на вопросы «когда, почему и как сформировались (или исказились) нейропсихологические предпосылки нынешней мозговой организации психической деятельности данного ребенка» – составляют суть нейропсихологической диагностики и соответствующей коррекции.

На основе теоретических и научно-прикладных исследований (Семенович, Архипов, 1995, 1997, 1998; Семенович, 2000, 2002, 2004) была разработана программа «Комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка», которая объединяет нейропсихологический подход (связанный с неврологическим, объединяющий общепсихологические, логопедические, дефектологические методы), телесно-ориентированный, немедикаментозная иммунопрофилактика и коррекция (натуропатия, массаж, детская йога и т.п.).  Стратегия и тактика  программы реализована в методе замещающего онтогенеза (Семенович, Архипов 1995; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, 2000, 2002, 2004; Семенович, Воробьева, Сафронова, Серова и др. 2001).

Метод замещающего онтогенеза – нейропсихологическая технология, содержащая комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель – формирование мозгового и нейропсихосоматического обеспечения психического развития.

Диагностическая и коррекционная модели – это трехуровневая система, разработанная в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга, теорией нейропсихологической реабилитации Л.С. Цветковой. В данном подходе выделяются как коррекционные мишени уровни:

1) Непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и стато-кинетического баланса нейропсихосоматических процессов. Ведущими являются телесно-ориентированные, натуропатические, этологические, арттерапевтические и т.п. методики.

2) Операционального обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром. На этом уровне большой вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии.

3) Произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов. На этом уровне закрепляются и фиксируются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания, автоматизируются навыки произвольной саморегуляции в эмоциональном и когнитивном аспектах.

В случае ригидности мозговых систем ребенка функционально «невостребованные» структуры мозга будут тормозить и искажать весь ход развития. Будут неполноценно развиваться высшие когнитивные процессы, что, в свою очередь, приведет к отставанию в познавательной сфере, а оно повлечет за собой негативные изменения в сфере потребностей, интересов, и эмоционально-личностной структуре растущего ребенка. В противном случае, гибкость и восприимчивость мозговых систем ребенка приведут к наращиванию его психического потенциала. Внедрение комплекса «Метод замещающего онтогенеза» доказало его эффективность как дифференциально-диагностического, профилактического, коррекционного и абилитационного инструмента в решении обозначенного круга проблем.

Автор:  Оксана Кайгородова, детский психолог, нейропсихолог,  ведущая психокоррекционных групп