Кинотерапия. Что это и как это работает?

Кинотерапия как метод групповой работы может быть использован как в качестве средства самопознания и раскрытия внутренних резервов личности, так и средства эффективной саморегуляции. Этот метод основан на совместном анализе просмотренного фильма и дальнейшей коррекции появившихся чувств участников группы. Этот метод позволяет объединить искусство и психологию в действенный инструмент для самопознания и личностного роста. Бывает, что человеку неудобно говорить о своих проблемах и о себе, но он может совершенно спокойно и искренне говорить о героях фильма — сопереживать им, принимать их сторону или наоборот — считать их суждения и поступки ошибочными. Другими словами, в отличие от других методов психотерапии, требующих озвучивания проблем от первого лица, здесь можно легко обсуждать действия других. 

Кинотерапия — не массовое развлечение, а изысканный способ познания себя, социума и мира в целом для избранной группы людей, способных к анализу, умеющих задаваться вопросами и искать на них ответы, склонных к концептуализации, обладающих чувством художественного вкуса. Массовый зритель идет в кинотеатр или сидит перед ТВ. Уникальный зритель не останавливается на просмотре, а двигается дальше, взаимодействуя с фильмом, соучаствуя в трансформации прекрасной иллюзии в прекрасную реальность. В этом очень много волшебства, творчества, преображения. С этой точки зрения для изменения сознания людей метод кинотерапии подходит всецело, но при этом меняется не сознание масс, а происходит укрепление самосознания индивидуальностей. Кинотерапию можно рассматривать как инструмент практической помощи в становлении и развитии людей, которые уже являются неординарными личностями.кинотерапия2

Кинотерапия — это просмотр интересных, популярных и совсем неизвестных художественных (и возможно документальных) кинофильмов с последующим обсуждением в группе. Это творческий процесс самопознания в комфортной атмосфере. Одно и то же событие интерпретируется людьми по-разному, а иногда и противоположно. Всё окружающее воспринимается через скрытые «фильтры» сознания. Материал фильма используется как средство выявления скрытых мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность. Участники кинотерапии воспринимают образы фильма, ориентируясь на собственные внутренние образы, которые, в свою очередь, определяются собственными потребностями. Восприятие каждым участником образов фильма точно соответствует его собственной потребности, проекции его комплекса, его стереотипам. Это позволяет вывести на сознательный уровень внутреннюю причину той или иной проблемы.

Для кого эта группа? для тех:

  • кто хочет лучше понять и принять себя, окружающих, этот мир, со всеми его проявлениями;
  • для людей, интересующихся собой, своими отношениями с людьми, своими проблемами и трудностями, своими личностными преодолениями и сопротивлениями;
  • для людей, на чьем пути новые открытия и свершения, новые знания и новые вехи.

Почему кино-терапия? Как обсуждение превращается в терапию?

В процессе кинотерапии познание мира и себя в мире происходит за счет включения зрителя в ткань повествования. Иллюзия реальности, модель, соединяется с актуальной реальностью участника, — расширяя его видение. Зритель, войдя в фильм посредством обсуждения возникших мыслей, ощущений и чувств, переживающий и проживающий его, как будто попадает в зеркальную комнату – и что бы он ни видел вокруг себя, — он видит отражение себя самого. В этих условиях есть возможность узнать о себе нечто большее, чем привычный образ Я. Есть важный момент, связанный с проживанием. Даже если сюжет фильма и актерская игра не захватывают зрительского внимания, «отфильтровываясь» защитами и неготовностью к восприятию новой информации, последующее обсуждение, взаимодействие с реальностями других людей, делает свое дело. На группе учимся самораскрытию реальных мыслей и чувств, что способствует эмоциональной близости и построению значимых отношений с окружающими. Самораскрытие есть признак сильной и здоровой личности.

Полезные эффекты достигаются за счет улучшения способности участника к рефлексии, внимательности к своим чувствам, формирования привычки мыслить позитивно. Внутренние конфликты и глубинные переживания легче выражаются с помощью зрительных образов.

Отождествляясь с тем или иным персонажем фильма, участник кинотерапии способен отреагировать в личный бессознательный материал, образно говоря, «взяв в займы» те чувства, которые герой переживает на экране в его присутствии.

Кроме того, активный, вовлеченный зритель принимает участие в творческом акте сотворения фильма, совместного с режиссером и актерами, и эта творческая активность позволяет ему не только прояснить зрительные и кинестетические ощущения, фантазирование и воображение, но и экспериментировать с ними, усиливая ощущения собственной личностной ценности и целостности и повышая художественную компетентности.

Кинофильм – это метафора, в которой отражается определенная жизненная ситуация, поэтому, для того, чтобы оказывать терапевтическое или обучающее действие, сюжет фильма должен иметь сходство с ситуацией, в которой находится человек, и предлагать продуктивный выход из нее. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу, и иногда бывает достаточно посмотреть одну кинокартину, чтобы найти решение повседневной проблемы.

С точки зрения социального научения, сюжет кинофильма может выступать для участников группы моделью сложных жизненных ситуаций и иногда даже алгоритмом их разрешения.В зависимости от поставленных задач и вопросов для работы кинотерапевтической группы выбирается фильм, отражающий ситуацию участников и побуждающий их к развитию и переосмыслению жизни.Областями применения кинотерапии являются: выявление психологических особенностей, поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности, решение проблем семьи, воспитания детей и молодежи, решение проблем бизнеса, налаживание межличностных взаимоотношений, формирование навыка анализа символического материала.