Учебное время, пожалуй, одно из наиболее сумбурных в жизни подростка: с одной стороны это возможность собраться с друзьями, которых давно не видел, а с другой — снова соприкоснуться с учебой: зачастую весьма нелюбимой и воспринимаемой в штыки. Подростковый возраст — это время контрастов, крайностей и стремительных изменений, поэтому, смешиваясь с будничными заботами и высокими требованиями, эмоции детей могут трансформироваться в настоящую бурю и приводить к поступкам, многие из которых взрослые не могут понять.

Несмотря на сопротивление, демонстрируемое подростками по отношению к родным, им необходима поддержка со стороны значимых взрослых: их понимание, принятие и эмоциональное отреагирование («я вижу твои переживания, мне не все равно, ты не один»). Но это стремление они не всегда проявляют в удачной форме. Что же в таком случае делать взрослому, у которого немало и своих личных проблем?

1) Если у вас есть сложности со взаимоотношениями с подростками, то приход осени — самое время, чтобы обдумать то, какой формат общения выбран вами внутри семьи. Может ли на самом деле ребенок прийти к вам со своей проблемой? Если вы легко отвечаете «да», подумайте над тем, что большинство подростковых сложностей взрослые воспринимают иначе. Первая любовь? — не страшно, ещё будут в твоей жизни принцы. Задиры-одноклассники? — держи выше нос, они просто завидуют! Непризнание заслуг учителями? — зато в нашей семье ты самая умная!

Такие тезисы могут показаться принимающими и полезными, но в то же время они обесценивают переживания подростка, отвечая на них посылом «ничего страшного, это пройдет». Но психологическое время подростка — «настоящее», он пока не может смотреть далеко вперёд, да и иного жизненного опыта у него нет для того, чтобы успокоиться и принять момент таким, каков он есть.

Поэтому, если вам как родителю, хочется иметь возможность помочь ребенку с его эмоциональной бурей, учитесь смотреть на ситуацию его глазами. Чаще дети описывают произошедшее в конкретных чертах: кто-то что-то сделал и, словно это самоочевидно, из-за этого произошло непоправимое. Рационально мы понимаем, что ситуация — рядовая и легко разрешается. Но она другая для подростка. Чтобы разобраться, попросите его подробнее рассказать про свои чувства. Что он ощущает сейчас, что чувствовал тогда? Он испугался и, если да, то по какой причине? Он испытывает чувство вины или стыда? Как вы можете ему помочь?

Получив ответы, вы поймёте, что подросток воспринимает ситуацию совсем иначе — несмотря на малые масштабы, она вызывает в нем много негативных чувств, с которыми он пока не способен эффективно совладать. Но вы именно тот человек, который может помочь ему.

2) Бывает и так, что контакт уже давно нарушен, и ребенка невозможно смотивировать на самораскрытие. С высокой вероятностью он будет недоволен и возмущен, если вы внезапно начнёте интересоваться его друзьями или личными отношениями. Начните издалека. Вспомните про увлечения и хобби, которые интересовали ребенка. Занимается ли он ими сейчас или потерял интерес? Каковы его успехи в овладении навыком и требуется ли ему помощь?

Порой всё, чем занимаются подростки, это игры и сидение в интернете. Попробуйте использовать эту возможность, даже если вы ничего не смыслите ни в первом, ни во втором. Так даже лучше. Проявите искренний интерес и любопытство; не скрывайте того, что ничего не понимаете в этом Майнкрафте, но хотели бы разобраться — и кто, если не собственный ребенок, в этом поможет? Главное быть искренним и терпеливым.

3) Помните, что оценки — это не главное. Дети переживают из-за системы оценивания по разным причинам. Кто-то боится опозориться, кто-то — разочаровать родителей, а кто-то — не сдать в будущем экзамены. Учебный год активизирует тревоги, которые спали в каникулярное время. Проговорите эти моменты, чтобы понять, что именно волнует ребенка. Ваше внимание и понимание существенно снизят эмоциональное напряжение, а прогнозирование будущего поможет понять, что, чтобы не случилось, подросток не пропадет, вы не отвернетесь от него и поможете, если в этом будет необходимость.

Если по каким-то причинам на данный момент у вас не удаётся найти общий язык с подростком, расскажите, что у него всегда есть возможность обратиться за специализированной помощью — к примеру, к школьному психологу, частному специалисту или записаться в тренинговые группы. Родителям непросто представить, что их ребенок будет раскрываться не им, а кому-то другому, но подумайте, что это лишь первый шаг в построении ваших гармоничных отношений. Когда ребенок поймет, что откровенное общение со взрослым — это не страшно, ему будет намного легче в последствии довериться и вам. Разумеется, если и вы не будете забывать про работу над собой.

Если групповой формат интересен вашему подростку, то приглашаю на свою тренинговую группу для подростков, направленную на развитие эмоционального интеллекта.

Автор: Макарова Елизавета Владимировна, психолог, ведущая группы для подростков «С ЧУВСТВАМИ НА ТЫ»