На бабушку злиться нельзя, она же тебя любит!
Как это ты не любишь папу? Так нельзя!
Зачем ты сказал, что мама тебя бесит? Нельзя такое говорить родной маме!
«Если любишь человека, ты не можешь испытывать к нему негативные эмоции».
«Нельзя испытывать противоположные чувства к одному и тому же человеку».
Вот две установки, которые заставляют взрослых стыдить ребёнка за «плохие» чувства в адрес близких.
Но давайте честно признаем: даже при самых-самых романтичных и тёплых х отношениях вы хоть иногда злитесь на своего партнёра. Или вы и ребёнок. Честно: неужели никогда-никогда не злились на него? Конечно, бывало, ведь родители — живые люди.
Когда вы раздражаетесь или взбешены, вы не орёте в лицо жене, мужу, ребёнку: «Я тебя ненавижу!», потому что вы взрослый человек и осознаёте последствия. Вы подбираете слова, которые не ранят или берёте паузу, чтобы на эмоциях не сказать лишнего. А ребёнок пока не умеет подбирать слова и не научился держать паузу. Он за секунду переходит от эмоции к реакции: дерётся, бросается игрушками и кричит ужасные для взрослого уха слова.
Что же выходит: ребёнок слышит «нельзя злиться», когда его буквально разрывает от эмоций. Он рассержен и кричит об этом. Он испуган мощью и силой «плохих» чувств к дорогому близкому человеку. И в этот драматичный момент вместо слов поддержки и объяснения, что с ним происходит, он получает осуждение или запрет на эмоцию.
Взрослый говорит на автомате, потому что слышал слова «нельзя злиться» тысячу раз. Или обижается на ребёнка: «неблагодарный и невоспитанный». Оба эти варианта не годятся, если хотите, чтобы из ребёнка вырос психологически благополучный человек.
Злость, обида и прочие «плохие» эмоции, даже если их не показать, даже если самому себе в них не признаться, не исчезают. Они останутся неотреагированными. Потом они проявятся или в негативных установках типа «я плохой» и будут осложнять человеку жизнь, или покажут себя через тело — все уже знают про психосоматические болезни.
Контролировать эмоции не в наших силах, они будут всегда и разные. Но мы можем контролировать действия. Научите ребёнка злиться так, чтобы он не наносил вред себе и не разрушал отношения с близкими людьми. Когда ребёнок злится на родителей или близких родных, действуйте так:
- Не ругайте за «плохую» эмоцию.
Эмоция уже родилась, ребёнок её выплеснул. Это лучше, чем подавлять. Мы имеем право чувствовать что угодно по отношению к кому угодно. Важно, что мы делаем дальше со своими чувствами и эмоциями.
Ситуация: мальчик по секрету сказал папе, что в детском саду ему нравится одна девочка. Просил никому не рассказывать. Но папа за ужином поделился секретом с мамой, и они вслух, при ребёнке, всё это обсудили. Сын разозлился, расплакался. Кричит, что больше никогда-никогда ничего не расскажет папе, потому что он гадкий, подлый и предатель.
Папа растерялся от такой бурной реакции на «мелочь» (по его мнению). Рассердился и ответил сыну, что из-за такой ерунды кричать нельзя и вообще, «не ори на отца».
Что делает мама: не ругает и не стыдит сына за «ужасные» слова, а спокойно с ним разговаривает.
- Назовите эмоцию.
Расскажите ребёнку, что происходит. Раньше вы учили его «это стул, а это – ложка», потому что он ничего не знал о мире вещей. Теперь учите его «это гнев, а это — обида», потому что он ещё не знает о мире эмоций.
Мама говорит: «Вижу, ты очень разозлился, ты чуть не лопаешься от злости».
- Разделите чувства ребёнка.
Родителям тяжело выдерживать негативные чувства ребёнка. На улыбающегося малыша можно умиляться сутки напролёт. А когда чадо покраснело от злости и орёт на ультразвуке — нервы сдают сразу и хочется прекратить этот крик любой ценой и побыстрее. Но найдите в себе силы быть «контейнером» для детских эмоций. Не затыкайте бурный поток эмоций.Мама говорит: «Очень обидно, когда ты доверил человеку секрет, а он разболтал. Иногда так обидно, что хочется побить его или уехать далеко-далеко и никогда больше не видеть!»
- Подскажите, как выразить злость, гнев, обиду.
Способов много: рисовать обиду и рвать этот рисунок, просто рвать бумагу, колотить молотком лепёшку из пластилина, бить специальную подушку, кидать в стену мягкий мяч. Разрешите дико вопить и топать ногами. Потерпите и разрешите выкрикивать любые слова: «ненавижу», «ты мерзкий», «не люблю тебя».
Вспомните ощущения в теле, когда злитесь: сжатые челюсти, напряжённые плечи и руки. Ваша задача — помочь ребёнку снять напряжение. Ребёнок сам подскажет, что злости почти не осталось или он устал.
Мама говорит (а ещё лучше — показывает): когда я злюсь, я пинаю ногами эту старую подушку. Вот так! так! так её!
- Проговорите, что произошло.
Когда все успокоились — а может, на следующий день, если сейчас ребёнок устал после бурной вспышки — обсудите, что и почему случилось.
Возможно, причины бурной реакции были другие: малыш устал в саду или плохо себя чувствовал, накопилось. А ситуация с секретом и папой стала триггером. Или наоборот: он поделился с отцом сокровенным. Друзьям такое не скажешь, засмеют. Надо, чтобы никто-никто не узнал, даже мама. И тут такое предательство. Разговаривайте, спрашивайте, слушайте.
Дайте ребёнку право испытывать к вам любые чувства. Это вовсе не уменьшает любовь. Наоборот, если рядом с человеком можно быть собой, без напряжения и постоянного контроля за своими словами и поведением — это и есть близкие отношения, доверие и любовь.