cropped-0_106193_5637e488_orig

Идентичность можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.

Сумма знаний о себе как результат анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов  на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Но отношение к этому знанию, принятие себя, возникает  благодаря соотнесению с системой социальных  координат, нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живет человек.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?», «Откуда я».

Знание о своих предках и своей семье – «чувство корней» – помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи, народа и в  жизни в целом, это знание  тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать  значимость собственного жизненного пути.

Многие социологи и психологи, занимающиеся проблемой этнического самоопределения, отмечают, что этническая идентификация человека проходит несколько этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых это заметил швейцарский ученый Ж.Пиаже, рассматривавший процесс становления этнической идентичности через призму трех этапов формирования у ребенка когнитивного образ родины (6-7, 8-9 и 10-11 лет). В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые, еще фрагментарные и несистематичные, знания о своей этнической принадлежности. В дальнейшем результаты многочисленных исследований сдвинули границы появления такой «диффузной идентификации» в строну раннего возраста (3-4 года), но «практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение». Именно поэтому рассматриваемой проблеме формирования этнокультурной идентичности в рамках дошкольного образованияlogo (1)

На протяжении жизни человек стремится к достижению или сохранению позитивной этнокультурной идентичности.

Позитивная этнокультурная идентичность в большой степени основана на благоприятных сравнениях собственной этнокультурной группы с несколькими чужими группами: своя группа должна восприниматься как позитивно отличная от релевантных групп. Так, например, ребенку, воспринимающему себя членом своего народа, для формирования позитивной этнокультурной идентичности необходимо осознавать, что культура его народа по каким-то параметрам (обычай, религия, язык и т. д.) отличается от культуры других народов.

У ребенка в определенном периоде жизни происходит формирование его системы представлений и оценок об этнокультурных особенностях определенной этнокультурной группы, а для появления позитивной оценки своей этнокультурной группы необходимо проводить сравнения своей группы с другими в целях межкультурного диалога.

Как мы уже говорили условием формирования идентичности человека является знание собственных культурных корней и сохранение культурных традиций, в том числе в процессе  игровых – занятий. Народные игры знакомят детей  с материальной и духовной деятельностью каждого народа, с национальным самосознанием этого народа, которое проявляется в традициях, обычаях, нравах и стереотипах мышления, нормах поведения и привычках, регулирует отношения между людьми и природой, передается из поколения в поколение в различных этнокультурных традициях.

523341        Еще одной формой является устное народное творчество, которое сохранило самобытность, оно отражает глубину нравственных ценностей, представления о таких определяющих категориях, как добро, правда, храбрость, трудолюбие, верность. Фольклорные тексты раскрывают перед ребёнком красоту и меткость  языка и, по словам К.Д. Ушинского, «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка». При знакомстве детей дошкольного периода с поговорками, загадками, пословицами происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. При разучивании речевого материала малых жанров фольклора, таких как пословицы, поговорки, заклички, следует вовлекать детей в активное взаимодействие между собой. Таким образом, организация игровых – занятий способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста, а также формированию у них этнокультурной идентичности.

В центре практической психологии «ВОСПРИЯТИЕ»  идет набор в детские игровые группы, направленные на развитие, в том числе и на этнокультурную идентичность. Знания основаны на традиционных играх и сказках тувинского народа.

Автор статьи: Монгуш Анай-Хаак Мергеновна