Эмоциональный интеллект – это способность распознавать свои и чужие эмоции, а также управлять ими. Он необходим нам для того, чтобы эффективнее выстраивать взаимодействие с другими людьми. Эмоциональный интеллект включается в мягкие навыки, то есть soft skills.

Soft skills – это навыки, необходимые человеку для эффективного осуществления деятельности, в частности профессиональной. Как правило, понятие мягких и жесткий навыков характерно для области карьеры, профессии и т.д., но можно сказать, что на сегодняшний день наше общество в целом развивается в направлении наиболее эффективного взаимодействия. Так или иначе, понимание своих эмоций и возможность улавливать и анализировать эмоции другого человека – это навык, которому можно найти применение в любой области.

Что нам даёт эмоциональный интеллект? Ясно, что на работу над собой необходимо выделить много времени и сил. Неужели EQ действительно так нужен?

Во-первых, мы начинаем лучше понимать самих себя. Понимать, что нам нравится, а что нет. Можно всю жизнь прожить с чувством дискомфорта и разочарования, но так до конца и не понять, с чем это связано, или понять, когда уже ничего нельзя изменить. Можно очень долго жить с человеком, который вызывает у нас непонятные чувства. Вроде нравится, вроде люблю, но что-то всё же нет так, но что – непонятно. Развитие эмоционального интеллекта помогает нам развить также и самосознание личности.

Во-вторых, когда мы лучше понимаем себя, нам легче найти мотивацию для того, чтобы совершать ту или иную деятельность. Нам намного проще найти ответы на вопросы: «зачем я этим занимаюсь?», «какая цель у моих действий?», «туда ли я иду?», «что я могу изменить в своей жизни?». Мотивация – компонент, которого нам очень часто не хватает для того, чтобы сделать жизнь лучше. Потому что мотивация это не «я хочу», «мне так удобнее», а осмысленный ответ «зачем?» и уже после – «как?».

В-третьих, понимание чужих эмоций помогает находить общий язык. Большинство в своей жизни сталкивались с ситуациями, когда человек выражает сильные эмоции, но нам непонятно, что с этим делать. У ученика случается нервный срыв, и он выражает агрессию; коллега, как нам кажется, неадекватно реагирует на замечания и портит весь день; кто-то в метро срывается, говорит что-то нецензурное, выплескивает на нас негатив. Особенно тяжело, когда у знакомого человека умирает кто-то из близких, или он узнаёт о тяжелой болезни и поэтому находится в состоянии горя. Как помочь этим людям? Как реагировать на них? Что делать, если мы не понимаем, почему человек так или иначе себя повел? Для всего этого важно развивать навык эмпатии – возможность становиться на место другого. Вы можете никогда не чувствовать горя или не срываться на коллег, вообще не понимать, как можно себя так вести, потому вам сложнее понять таких людей. Но если вы научитесь вставать на их место, вы будете совсем иначе реагировать на ситуации, которые ранее вызывали в вас заметные негативные эмоции.

В-четвертых. Развивая эмоциональный интеллект, вы учитесь регулировать свои эмоции. Это очень важно для людей, которым свойственно часто и глубоко погружаться в какое-то чувство, будь то агрессия, ненависть, печаль или навязчивая влюбленность. Если для вас свойственно срываться на близких, расстраиваться из-за мелочей, которые буквально выбивают вас из колеи и не дают работать дальше, раздражаться по любому поводу – вам следует присмотреться к своим эмоциям.

Но как это всё сделать? Мы выяснили, что эмоции играют важную роль в нашей жизни, что нужно учиться их понимать, принимать и контролировать. Но как развивать этот навык?

Практические рекомендации по развитию EQ

1) Подумайте, в чем причина ваших эмоций. Например, когда вы выплескиваете гнев, обычно причина в безысходности. Печаль или слезы, как правило, следствие потери. Для такого анализа подходит конструкция не «почему я злюсь», а «зачем я злюсь»? В чем причина этих эмоций, что они мне дают и что я хочу от них получить? С помощью эмоций психика общается с вами, она пытается о чем-то сообщить. Но только вы можете разгадать этот шифр: понять, какая эмоция и что обозначает в конкретный промежуток времени.

2) Посмотрите на ваше лучшее «Я». Попросите десять человек (коллег, друзей и родственников) вспомнить ваш положительный поступок и прислать свои отзывы, к примеру, по электронной почте или в соц.сетях. Поищите закономерности: когда, где, как и с кем вы проявили себя наилучшим образом? А над чем стоило бы поработать еще? В чем разница между нашим представлением самого себя и тем, как нас видят другие? Обратная связь очень важна для более объективного взгляда на себя.

3) Ставьте цели и добивайтесь их. Выберите, что хотите изменить в себе, а затем экспериментируйте, попросив друзей и знакомых сообщить, когда они заметят прогресс. Записывайте результат в таблицу, отслеживая прогресс каждый день, ведь развитие всегда происходит небольшими шажками. Работая над эмоциональным интеллектом, вы можете спрашивать близких изменилось ли ваше отношение к ним, стали ли вы более спокойным (если раньше взрывались по пустякам), можно ли вас уже сейчас назвать отзывчивым человеком и так далее.

4) Ищите глубинные ценности. Нет однобоких ситуаций. Очень важно помнить, что мир не черно-белый. Подумайте, какая эмоционально неприятная задача стоит перед вами? Возможно это некий трудный разговор, отказ помогать другому, с кем-то созвониться или ехать в незнакомое место. Найдите ценность, которая поможет вам справиться с негативными эмоциями, со страхом, сомнением или грустью. Что мне даёт эта ситуация? Какой опыт я приобрету, какие навыки усовершенствую?

Человек всегда сталкивается с какими-то конфликтами, это неотъемлемая часть жизни. Подумайте, какой сложный выбор стоит перед вами. Что в нем положительного, что он может дать вам? Когда начнется получаться, переносите этот способ анализа на другие ситуации, может даже более спорные.

5) Наблюдайте и спрашивайте. Восприятие чужих чувств – критическая составляющая эмоционального интеллекта. Наблюдайте и записывайте, какие невербальные сигналы подают люди. Учитывайте язык тела человека, его интонацию и словесные обороты. Если Ваше внимание пока не заточено под это, можно начать с отслеживания других мелочей: элементов одежды собеседника, цвета его волос, формы украшений и т.д.

Есть одно интересное тренинговое задание, направленное на развитие этого навыка. Вы можете попросить друга или близкого, чтобы он в случайный момент отвернул вас от себя и спросил про какую-то деталь, к примеру, надеты ли сегодня на мне украшения, какого цвета на мне штаны и т.д.? Чем больше практики, тем легче будет получаться. В какой-то момент вы начнете бессознательно воспринимать сигналы людей вокруг и будете понимать, что они чувствуют при общении с вами: радость, раздражение или скуку.

6) Проявляйте отзывчивость к себе. Это можно делать различными способами, скажем, подбодрить себя словами или действием – например, приготовить себе чашечку любимого чая или включить музыку, напоминающую о приятных мгновениях детства. Придумайте пять способов отблагодарить своё тело и свой разум за то, как много они делают для нас. Скорее всего это не будет просто и это тоже повод задуматься. Как хорошо вы знаете своё тело, свои интересы и желания? Когда вы последний раз делали что-то действительно приятное? Почему не делаете это чаще?

7) Спокойно принимайте критику. Все мы рано или поздно сталкиваемся с критикой: на учебе, дома, на работе, даже в кругу друзей. И чтобы критика не выбила почву из-под ног, нужно проанализировать, какие эмоции она в вас вызывает. Запишите, что полезного может дать вам критика. Что я чувствую, когда меня критикуют? Что я могу с этим сделать? Что мне дают эти чувства?

8) Развивайте эмпатию. Эмпатия – это способность чувствовать то же, что чувствуют другие люди, «со-переживать» им, ставить себя на их место.

У меня есть четыре рекомендации по тому, как можно развить эмпатию:

  1. расспрашивайте людей о том, что они чувствуют. Особенно, когда вы не понимаете, какие эмоции сейчас у них на душе;
  2. внимательно слушайте собеседника. Не слышьте его, а слушайте. Старайтесь уловить смысл, который он вкладывает в обычные слова. Люди бессознательно подчеркивают определенные части предложения или выделяют слова, на которые хотят сделать акцент;
  3. найдите общее чувство, то, что объединяет вас и собеседника в конкретный момент; это поможет частично встать на его место и приблизиться к другим, более индивидуальным эмоциям;
  4. покажите участие и заботу; покажите то, что вам важно знать, что чувствует человек. Пользуйтесь конструкциями «мне важно то, что ты сейчас чувствуешь», «я хочу понять, что ты ощущаешь». Старайтесь не говорить «я тебя понимаю», потому что очевидно, что не понимаете до конца, каждый человек испытывает субъективные переживания, непохожие на другие.

9) Отслеживайте эмоции на протяжении всего дня. Заведите дневник самонаблюдения, в который будет вносить все значимые события, происходящие в течение дня, и те эмоции, которые вы испытали. Эмоции проявляются на разных уровнях, они могут принимать вид телесных симптомов, поведения, навязчивый мыслей. Разбирайте наиболее яркие эмоции. К примеру, мне сегодня было радостно, потому я увидела друга, с которым давно не встречалась. Эмоция: радость, мысли «как здорово снова видеть его!», в теле чувствуется легкость, энергия; в поведении заметны смех, улыбки, повышенное желание обниматься.

10) Не игнорируйте негативные эмоции и учитесь от них избавляться. Вербализируйте тревоги и страхи, которые вас посещают. Проговорите их, напишите, а затем нарисуйте в виде безобидного существа, к примеру, в виде маленького щенка, которого вы держите на поводке.

Когда напряжение или тревога снизятся, мысленно соберите все неприятные события и мысли в воздушный шарик, плотно завяжите его, закройте глаза и представьте, как выпускаете его в небо.

Автор: Макарова Елизавета Владимировна, психолог, ведущая группы для подростков «С ЧУВСТВАМИ НА ТЫ»