Родители, прежде всего мамы, ответственно готовятся к детскому саду. Заранее выстраивают режим малыша близко к baby-1606572_1920«садовскому». Начинают с пары часов в день, постепенно увеличивая время пребывания в саду. Не торопятся оставить малыша в садике на дневной сон. Терпеливо выносят капризы и нервозность адаптирующегося ребёнка, и так далее.

Но бывает так, что рекомендации мама выполнила, а ребёнок всё равно трудно адаптируется. Плачет, часто болеет, утром отказывается идти в сад, в саду отказывается участвовать в занятиях. В таком случае маме важно задать себе вопрос: «Может быть, дело во мне?»

К саду адаптируется не только ребёнок. Мама тоже проходит адаптацию, и не всегда она бывает лёгкой. Давайте посмотрим, какие причины «на стороне мамы» могут затруднять привыкание к детскому саду.

Первая причина: у мамы травматичный опыт из собственного детства. Память об унизительных наказаниях, обязательном дневном сне, невкусной еде, которую непременно надо есть, беззащитности — эти вещи взрослая женщина может не помнить или не придавать значения. Но  на подсознательном уровне у неё работает убеждение «детский сад — ужасное место».

Дети очень чуткие, они прекрасно улавливают внутреннее состояние родителей. Улавливают не слова, а то, что стоит за словами. Если за вашей внешней уверенностью и спокойствием скрывается тревога, ребёнок её считает. Вы можете сами не осознавать, а ребёнок неосознанно чувствует: «Мама нервничает, когда мы идём в это место. Значит, оно опасно, и мне туда не надо». Отсюда и капризы, и напряжение, и тревожность.

Что делать: напомнить себе, что ваш негативный внутренний образ детского сада — результат вашего опыта. У ребёнка будет по-другому. Выбирайте сад, общайтесь с воспитателем, собирайте отзывы родителей, чтобы быть уверенной: в этом месте малышу будет хорошо, его не обидят.

Вторая причина: ребёнка отдают в сад, потому что «надо», хотя истинной необходимости в этом у семьи нет. Надо, потому что «нужно общение», «быстрее заговорит», «все идут в этом возрасте в сад» и прочие установки. А мама чувствует, что рановато. Или что развивающих занятий и прогулок с другими детьми ребёнку достаточно. В итоге — конфликт интересов, мама подчиняется давлению общества или семьи, но внутренне сопротивляется переменам. Ребёнок, чувствуя мамино напряжение и сопротивление, выдаёт соответствующую реакцию.

Что делать: честно ответить себе, нужен ли ребёнку сад именно сейчас. Здесь может быть полезна консультация психолога, чтобы вы смогли отделить свои истинные намерения и желания по воспитанию своего ребёнка от ожиданий и установок общества. Самостоятельно провести подобный анализ не всегда удаётся, потому что установки обычно неосознанные, мы получаем их ещё в детстве и потом принимаем за собственные убеждения.

Третья причина: слишком сильная привязанность мамы к ребёнку. Причины могут быть разные: мама весь смысл своей жизни сконцентрировала в ребёнке. Без него она не знает, чем заняться, не чувствует свою значимость. Или мама очень тревожная, не доверяет людям вообще и близким в частности, никогда ни с кем не оставляла ребёнка.

Что делать: прежде всего, важен откровенный разговор с собой. Осознать и признать, что зашкаливающая тревожность или гиперопека имеют место. Признать проблему — значит, наполовину решить её. Дальше лучше работать с психологом, потому что материнскую тревожность поверхностными житейскими советами «просто начните оставлять ребёнка с кем-то из родных, постепенно увеличивая время» не победить.

Итак, если чувствуете внутреннее сопротивление детскому саду, или ребёнок трудно адаптируется, несмотря на все принятые меры, проконсультируйтесь с психологом. Не только с ракурса «что сделать с ребёнком, чтобы он адаптировался», но в первую очередь с позиции «может быть, дело во мне?» Психолог поможет разобраться.

Неважно, какое в итоге вы примете решение: вести малыша в сад в ближайшее время, сделать это позже или не отдавать ребёнка в детский сад совсем. Важно, что вы примете решение осознанно, с открытыми глазами. Тогда и вам, и ребёнку адаптироваться будет легче.