Практическая сторона групповой психотерапии.

Назначение человека, как известно, – создавать и развивать свою индивидуальность. Цель жизни человека у каждого своя, но общая цель, должна быть, — повысить свой уровень жизни. И это возможно лишь в окружении других людей и с их помощью. Мы, являясь отдельными личностями, индивидуумами, вместе с тем принадлежим к различным группам людей и от них в немалой степени зависим.

Главной группой в нашей жизни является семья, в которой мы рождаемся и в которой закладывается фундамент нашей личности. По собственной воле или вопреки ей, но на протяжении своей жизни мы включаемся во множество других формальных или неформальных групп. Наши основополагающие ценности и установки, касающиеся главных вопросов жизни, возникают и изменяются под влиянием других людей, вместе с которыми мы принадлежим к той или иной группе. В своем поведении мы учитываем их мнение. Как видим, влияние групп на нашу жизнь, оценку окружающего мира и себя испытал каждый из нас.
Групповая психотерапия пытается сконцентрировать и использовать возможности воздействия групп на их участников для лечения как психологических и психических расстройств, так и оказания помощи в решении жизненных трудностей и проблем, изменения и совершенствования личности.
В конце нашего века мы наблюдаем настоящий апогей распространения психотерапевтических групп. Эта форма психотерапии и психологического консультирования применяется в медицине – как в психиатрических, так и в соматических клиниках, в школах, в центрах психотерапии и консультирования. Групповые формы работы используются для обучения учащихся и студентов, для подготовки и повышения квалификации профессионалов разных сфер. Иными словами, методы групповой психотерапии эффективно применяются в самых разных областях.
Это происходит по многим причинам. Прежде всего следует отметить, что работа в группах более экономична, чем индивидуальная работа – за одно и то же время можно помочь большему количеству людей. Большинству наших психологических трудностей и расстройств свойствен ярко выраженный межличностный контекст, поэтому и психологическая помощь приносит больший эффект в условиях общения между участниками группы. Межличностное обучение также эффективно, так как позволяет воспользоваться живым опытом других людей.
Поскольку в психологической и психотерапевтической литературе понятия «групповая психотерапия» и «психотерапевтическая группа» используются многозначно, а иногда и как синонимы, следует, прежде всего, более точно определить содержание этих понятий, охарактеризовать, в каком смысле эти понятия используются.
Понятие «групповая психотерапия» применяется нами в двояком смысле:

  1. в более узком – как использование группового метода в лечебных целях, обычно для лечения различных психических расстройств (клиническая групповая психотерапия), и
  2.  в более широком – как психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.

Это в определенной степени перекликается с тем утверждением одного из основателей современной групповой психотерапии W.Bion (1959), что «термин «групповая психотерапия» может иметь два различных смысла. Он может применяться, когда речь идет о лечении индивидов на специальных терапевтических встречах, или термин может употребляться, когда говорится о сознательном стремлении раскрыть в группе силы, способствующие постепенному развитию взаимодействия участников».
Мы, специалисты Центра практической психологии, в своей работе пользуемся более широким пониманием «групповой психотерапии», подчеркивающим многостороннее использование скрытого в группе потенциала. Речь идет об использовании групповой терапии для решения личностных и межличностных проблем, помощи при невротических нарушениях, а не о лечении психики больных. В последнем случае групповая психотерапия применяется в стационарных условиях психиатрической или психотерапевтической клиники, тогда как в первом случае помощь людям чаще всего оказывается вне психиатрических учреждений.
С более широким пониманием групповой психотерапии связано и содержание понятия «психотерапевтическая группа». Эта группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей, например, улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений и т.п. В этом смысле к психотерапевтическим можно отнести не только группы, стремящиеся к достижению лечебных, коррекционных целей, но и различные группы самопомощи, совершенствования личности, развития самосознания, решения проблем, модификации поведения и т.п., а также разного рода учебные и профессиональные группы.
Как известно, в социальной психологии приводятся различные определения групп. В чем состоит своеобразие психотерапевтической группы и каким образом она может помочь участникам решать личностные и жизненные проблемы и даже лечить?
Мы воспользуемся определением группы, данным D.Cartwright и A.Zander (1968): «Группа – это объединение индивидов, поддерживающих взаимоотношения, которые делают их взаимозависимыми, и стремящихся к общей цели». Работа любой психотерапевтической группы основывается на групповой динамике как совокупности событий и межличностных взаимодействий в группе. Важнейшим психотерапевтическим фактором являются взаимоотношения участников группы и их взаимодействие с терапевтом группы. При этом особоезначение играет сама группа как мощный источник терапевтических изменений ее участников.
Психотерапевтическое воздействие самой группы на участников отличает групповую психотерапию от индивидуальной, основой которой является контакт самого клиента один на один с психотерапевтом (консультантом). Конечно, это не означает, что в групповой психотерапии объектом помощи становится сама группа. В групповой психотерапии также остается важным психотерапевт, выступающий в роли ведущего группы.
Как отмечают S.H.Foulkes и E.J.Anthony (1971), любая психотерапия, прежде всего, является помощью отдельному индивиду. Однако в группе для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.

Автор: Шведова Майя, психоаналитический терапевт, групп-аналитик