« Если подростка не считают за взрослого, он начинает вести себя, как ребёнок» Альфред Э. Ньюман

Подростковый период – особый цикл жизни человека, который, к сожалению, быстро проходит – это во-первых.

И во-вторых, он накладывает большой отпечаток на дальнейшее  психо-физиологическое , нравственное, социальное развитие.

Достигнув подросткового возраста, дети перестают быть детьми, но при этом они еще не полноценные взрослые.

Те процессы, которые проходят в физиологии, переоценке зависимости от родителей, восприятии окружающего мира и себя, коротко называются подростковым кризисом.

В этой статье речь пойдет не о подростковом кризисе, а о том, как  родителю построить гармоничные отношения с подростком.

Родителю важно, понимая этот клубок изменений, принять подростка таким, каков он есть и пройти путь к взрослению, что называется рука об руку.

Стартом этого пути, без сомнения, являются доверие и сотрудничество.

Доверие.  До этого момента  много было вложено в ребёнка: воспитание, навыки, привычки, образование. В подростковом возрасте мы имеем сформированный набор качеств. Верьте в свой труд, верьте, что ваши  усилия не прошли даром. Доверяйте своему ребёнку, которого вы, родители, воспитали и довели за руку до сегодняшнего дня.

Сотрудничество.  Подростки не терпят тотального авторитарного контроля и управления. Как ответная реакция – демонстративное поведение, уход в себя или агрессия.  Отношения лучше  построить  на сотрудничестве. Изменить форму контроля от жесткого запрета к  убеждениям, от наказаний к соглашению, определив границы свободы. Разумная свобода учит подростка ответственности и самостоятельности. Сотрудничество с собственным подростком предполагает   не только определенную степень свободы, но и определенную долю присутствия. Оставить подростка наедине с его переживаниями и взрослением – ошибочная позиция родителей.

Помощь родителя заключается в опосредованном участии в жизни подростка. Искренний интерес к увлечениям, личные беседы, общение с друзьями подростка, помогут не только наладить контакт с вашим  взрослеющим ребёнком, но и поддержать  авторитет родителя.

В случаях, когда наладить отношения с подростком  не удается или родитель в силу обстоятельств не принимает изменения взрослеющего ребёнка, а тем более, когда подросток не идёт на сотрудничество в одностороннем порядке, на помощь приходит психолог.

Психолог выступает в роли посредника, помогает родителям увидеть ребёнка другими глазами. Предложит оптимальные пути для налаживания контакта.

Для подростка встречи с психологом помогут  лучше узнать себя, он получит  рекомендации по самоуправлению, узнает о возможных  путях налаживания контактов не только с родителями, но и социумом в целом.

Автор статьи: Юлия Кузнецова, психолог, подростковый психолог Центра Практической Психологии «Восприятие».