Лечение пищевой зависимости с помощью психотерапии и групповой психотерапии.

переедание

После проведения статистических исследований и изучения тысяч историй пациентов по излечению от пищевой зависимости, учеными Международного Общества Здравоохранения было выявлено, что наилучшим методом лечения пищевой зависимости является групповая психотерапия. Индивидуальная терапия является также эффективной, но более длительной и дорогостоящей.

В крайних случаях нервной анорексии, булимии, геофагии, когда существует угроза жизни, необходима экстренная госпитализация и помещение больного в стационар или психиатрическую лечебницу.

На группе пищевой зависимости, групповой психотерапевт, прежде всего, определяет причины ее появления, которые могут быть как в настоящем, так и в далеком прошлом – идущие из раннего детства. Многие родители проявляются чрезмерную опеку и «заботу», пытаясь закормить свое чадо, и приучают его есть, не зная меры, почти не ощущая вкуса пищи. Также нехватка любви, внимания, восторга, а также негативных чувств со стороны родителей заменяется чрезмерным вниманием к кормлению ребенка. Т.е. чувства смещаются на проблемы еды. Родителей не заботит не то, как ребенок себя чувствует, что он хочет, о чем думает, а только поел он или нет, что поел, сколько раз, как много и т.п.

Зависимости пищевая, алкогольная, наркотическая, игровая и пр. имеют одни и те же корни происхождения. Пищевая зависимость сродни алкогольной, когда человек запивает свои проблемы, чтобы просто расслабится, забыться и побыть собой на какой-то момент. Так зачастую переедание бывает вызвано распространенной привычкой «заедать неприятности». На группе человек научается различать свои чувства, скрывающиеся за состоянием беспокойства и тревоги, отыскивая способы удовлетворения тех потребностей, о которых они сигнализируют, но другим, новым путем.

 переедание2

Оральный характер, как причина пищевой зависимости

 Оральная стадия развития ребенка – это первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот. Продолжается от 0 до 1,5 лет возраста ребенка. Слово «оральный» происходит от латинского слова «рот» и дословно означает «относящийся ко рту».

Оральный характер – это концепция З.Фрейда о типе личности, в котором выражается фиксация на оральной стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характеризуется пассивностью, зависимостью и доверчивостью (орально-пассивный) или негативизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический).

Этот характер закладывается в течение первых полутора лет от рождения человека, во время оральной стадии развития ребёнка. Ребенку в это время необходима мать, но, если у него нет возможности получения удовлетворительного контакта с ней, он научается подавлять это чувство потери и тяги к ней, до того, как его потребности бывают удовлетворены. То есть он начинает вести себя, таким обра­зом, что не позволяет ей заботиться о нём, будто она и не нужна ему. Будто он может это сделать сам. Его невыраженная агрессия направляется не на нее, из-за боязни потерять ее совсем, а на него самого вовнутрь. Так внутри себя он создаёт образ матери, которая не поддерживала его, не любила и не удовлетворяла его потребности, образ матери, которая не любила, и которую невозможно полюбить, и потом проживает всю жизнь все атрибуты, сопутствующие этой травме.

Травмой, которая формирует структуру орального характера, является заброшенность, покинутость ребёнка. Ребёнок чувствует себя потерянным и лишённым ласки, ему не хватает физического контакта, внимания, иногда пищи и эмоциональной подпитки. В свою очередь, мать раздражается, что за ребёнком нужно ухаживать, и она может сердиться, когда он плачет. Возможно мать у такого дитя, не знала или не была подготовлена психически к рождению ребенка, поэтому не может найти и установить с ним контакт. Возможно, мать такого ребенка имела подобные проблемы со своей матерью. Самая распространённая история формирования орального характера — это когда ребёнка отдают в ясли или оставляют­ на кого-нибудь из родственников, например, на бабушек, дедушек, теток, нянь. ­ Мать в это время может ходить на работу, в институт, если она студентка, или по своим делам.

Поскольку ребенка часто оставляли в детстве одного и ему недодали внимания, ласки и любви, он развивает такую модель поведения, чтобы вечно цепляться, держаться за кого-нибудь или что-нибудь. Иначе говоря, он развивает в себе сильные привязанности к людям или предметам, зависимости от определенных состояний и расслаблений.

переедание4

Предметами привязанностей могут быть: ­ книги, пластинки, предметы антиквариата, марки, кино, а также, еда, питье и другие удовольствия.

Объектами привязанности являются главные объекты любви (и не любви, как он думает) ребенка – это мать, отец, братья, сестры, другие близкие и домочадцы. Иногда это могут быть домашние животные. Что говорит о сильной душевном дефиците внимания и любви. Привязанность к ним в последствие смещается на сексуальных партнеров, супругов, детей. Поскольку сам он застрял в детстве и не чувствует себя взрослым, в людях и предметах он создаёт опору для себя. Таким образом, образуя зависимость от них.

Оральный характер отмечает такие качества как жадность и ненасытность объектом или предметом своей зависимости. С другой стороны, ища постоянно подпитку для себя, не способ­ны принять её, потому что внутри они полностью уверены, что «мне это не дадут». Так трагично детская травма развивается внутри человека, формируя его мировоспри­ятие.

Поскольку человек с оральным характером застрял в детстве, он в своих взаимоотношениях с людьми будет стремиться к тому, чтобы его воспитывали, обучали, помогали реализовываться, то есть в нём присутствует сильная тенденция к зависимос­ти от других. У него слабое представление о будущем, поэтому он стремится к тому, чтобы о нём заботились. Другая противоположность, как смещение, человек начинает усиленно заботиться о другом, вторгаясь и навязываясь своей личностью. Что опять вызывает противоречия и конфликты в отношениях.

Попадая в мир взрослых, он терпит неудачи и неприятности из-за того, что отождествляет себя с недокормленным и недоласканным ребёнком. Он постоянно жалуется на утомляемость, усталость и пассивность. Он также склонен к депрессиям. Такой человек имеет преувеличенное чувство собственной независимости, которое, правда, при стрессе растворяется. Он боится позволить другим заботиться о себе. Он постоянно проверяет себя и имеет потребность проверять себя в трудных ситуациях. Он без всякого труда находит их для себя. Другие этого не могут сделать, а он может. Так находится компенсация в жизни.

 

ОСНОВНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ человека с оральным характером

  1. — Мне это не дадут.
  2. — Там ничего нет для меня.
  3. — Я заставлю тебя отдать это.
  4. — Мне ничего не надо.
  5. — Все хотят оставить меня.
  6. — Я совсем один/Мне никого не надо.
  7. — Я не могу получить поддержку. / Мне не нужна поддержка.
  8. — Я не справлюсь. / Я сделаю это сам/сама.
  9. — Меня порицают и не одобряют.
  10. — Меня считают попрошайкой.
  11. —Мне недостаточно.
  12. —У других есть всё, что мне нужно.
  13. —Ты мне не нужен; я не буду просить.
  14. —Заботься обо мне, приюти меня, обеспечивай меня.

 

ВЫСШЕЕ «Я»

Человек с оральным типом характера очень интересуется другими людьми, легко завязывает с ними отношения и настраивается на их потребности. Ему можно доверять, и с ним легко разговаривать на самые различные темы. Это очень нежные и умеющие любить люди. Они легко выражают свои чувства, за исключением гнева, поэтому, если говорить об эмоциональной жизни, у них есть чему поучиться. Оральные люди умеют ждать и любить, но страшны в гневе, когда не получают отдачи. Внутреннее страдание пересиливает над желанием строить свою жизнь и разрушительные тенденции превалируют.

 

                                Автор: Шведова Майя, психоаналитический терапевт, групп-аналитик,      ведущая группы помощи и поддержки для людей с лишним весом