Что такое психологический тест?

Психологическое тестирование очень распространенное явление наших дней. Однако не все пользоQ1cER-Npz6Qватели психологических тестов знают и понимают их истинную сущность и ценность. Некоторые наделяют тесты сверхвозможностями и рассматривают результаты тестирования как «истину в последней инстанции», а другие напротив, считают их полной «ерундой» не заслуживающей внимания «серьезных» людей.
В действительности под термином психологический тест понимается кратковременное испытание, которое позволяет оценить индивидуально-психологические отличия людей.

Изменения в жизни человека действительно могут быть результатом психологических тестов. Например, когда потенциальный математик, на основании результатов тестирования за девятый класс, идет на обучение ускоренному счету на курсах. Бывает, что результаты психологических тестов могут изменять судьбу человека и более кардинально. Так по результатам только тестирования в колледж поступил один человека, а не другой; одному предложили работу, а другому нет; поставлен диагноз депрессия или нет – все это важно учитывать при интерпретации результатов тестов психологами-диагностами. Поэтому студенты-психологи должны знать о современном использовании тестов и случаях злоупотребления тестами.
Вот лишь несколько реальных примеров, какие изменения произошли в жизни людей после тестирования (по материалам Robert J. Gregory):
• Застенчивая, замкнутая 7-летняя девочка была отобрана школьным психологом по результатам теста интеллекта. Оценка ее интеллектуальных способностей по результатам теста оказалась намного выше, чем ожидал ее школьный учитель. Девочку включили в программу для одаренных детей, где она добилась значительных успехов, находясь в среде таких же учеников.
• Трое детей в семье, проживающих вблизи фабрики по выплавке свинца, подвергались воздействию токсичной пыли свинца и страдали неврологическими нарушениями. Основываясь отчасти на результатах психологических испытаний, которые продемонстрировали нарушения интеллекта и ухудшение концентрации внимания у детей, семья получила 8000000 $ от компании, которой принадлежит завод.
• Кандидат на должность полицейского заполнил личностный опросник в процессе профотбора. Тест показал, что кандидат стремится действовать, прежде чем думать и сопротивляется надзору со стороны вышестоящих лиц. Несмотря на отличную физическую подготовку кандидат не получил предложения о работе.
• Студент, не зная, какую профессию выбрать, обратился за профессиональной помощью по профориентации. Тест показывал его предрасположенность к работе фармацевтом. Он записался на обучающую программу для аптекарей, но обнаружил, что занятия не только трудны, но и скучны. После трех лет, он отказался от фармацевтики в пользу танцев, разочарованный тем, что необходимо еще три года обучаться в колледже, чтобы получить звание.
• Абитуриент аспирантуры в области клинической психологии проходил конкурсный отбор. Его рекомендации и средний балл были превосходны, но он должен был пройти последнее испытание в виде заполнения Миннесотского Многопрофильного личностного опросника (MMPI). Результаты тестирования показали, что по измеряемым показателям он относиться к норме, но некоторые ответы были не искренними (не прошел шкалы лжи опросника). Закрытым голосованием приемная комиссия приняла данного студента. Как ни странно, но только эта аспирантура согласилась принять этого студента — девятнадцать других ему отказали. Обучаясь в аспирантуре, студент увлекается изучением психологической оценки и тестирования. Много лет спустя, данный студент — Роберт Дж. Грегори (Robert J. Gregory) издает книгу, посвященную психологическому тестированию.
Тестирование – это испытание, которое позволяет оценивать наличный уровень каких-то личностных качеств или умственных способностей человека по сравнению с другими людьми. Но интерпретатор результатов теста должен понимать как сильно может повлиять на судьбу человека и быть квалифицированным и опытным пользователем тестовых методик.

Автор: Ананьева К.И., психолог, преподаватель психологии, к.пс.н.,
психолог-диагност, арт-терапевт, ведущая программ для специалистов