Люди, меняющие свое место жительство, добровольно или вынужденно, сталкиваются с различными факторами, которые чаще неблагоприятно влияют на их психический статус. Мигранты, оказываясь на новом месте жительства с непривычной для них обстановкой, с совершенно отличным укладом жизни, испытывают влияние множества факторов, которые накладываются друг на друга, приобретают роль стрессоров. С связи с этим психологи и социальные работники проводят исследования и, опираясь на них, проводят работу.  В мегаполис приезжают не только студенты, молодые и взрослые люди, но и дети вместе с ними.

Период адаптации можно разделить на три части начальный, промежуточный и устойчивый. Начальный это первые месяцы жизни в  мегаполисе, промежуточный период жизни (от года до полутора) и наконец устойчивый период жизни (от 3 до 4 лет). На начальном этапе жители испытывают больше всего негативных эмоций; этот факт можно связать с трудностями адаптации, среди которых ярко выражены, тоска по дому, новые условия жизни, расстояния шум и грязь, отсутствие друзей и круга общения. При этом город привлекает  перспективами и возможностями. Это краткое описание, что переживает взрослый человек попадая в «дикие условия мегаполиса». То же самое и испытывает ребенок. Мы взрослые порой забываем, что ребенок чувствует и негативные и положительные эмоции. Хотим, чтобы всегда было ему  весело и комфортно. Ребенок – это не кукла, он не способен по вашему хотению делать то, что вы хотите. Он также переживает за себя и за вас, ему так же страшно, также скучает по дому, по тому привычному ритму, в котором он привык жить. Он боится разочаровать вас, ведь вы так на него надеетесь, ведь вы все для него делаете. Он чувствует и видит, что вы на него возлагаете слишком большие надежды. Хотите, чтобы  он в саду, в школе сразу обрел друзей. Быстро показал свои способности классной руководительнице и т.д. Вместо ваших ожиданий вы наблюдаете совсем другую картину. Истерики без повода, замыкание в себе, слезы, тики, апатия ко всему. Может не хотеть ходить в сад и в школу, начать играть в компьютерные игры или без конца смотреть телевизор, слушать музыку. Это первые признаки сильного стресса или депрессии.

1786

Как же быть родителям в такой ситуации?

Во-первых, начните с себя, станьте для ребенка партнёром, другом. Делитесь своими наблюдениями, своими промахами, успехами, переживаниями и своими чувствами. Наверняка вы тоже будете в первое время путать поезда и направления в метро. Пусть ребенок поймет, что вы тоже вместе с ним переживаете такой период. Что если вы будете поддерживать друг друга, то все у вас получится. Во-вторых, перестаньте на него ворчать или требовать. Если вы требовательны к себе, то не стоит отыгрываться на ребенке. Помогайте ему при выполнении домашних заданий, читайте, играйте с ним. Можно поиграть в сюжетные игры транспорт, супермаркет, метро и т.д. В-третьих, прежде чем выходить в город проговорите и выучите правила поведения в общественных местах и в транспорте.  Для него это новое  место,  когда вы его предупредите,  как нужно вести себя он уже будет чувствовать себя уверенно и не будет носиться по красивому торговому залу как сумасшедший.

Если же ваших усилий не достаточно вам стоит обратиться к психологу. Специалист поможет в этот трудный период вам и вашему ребенку.

P.s.: Чтобы новое стало привычным, нужно время.

Автор статьи: Монгуш Анай-Хаак Мергеновна, педагог-психолог.